Лексико - грамматические игры и упражнения для детей 5 - 7 лет. Тема: "Весна. Насекомые"
ИГРЫ
И УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ: « ВЕСНА. НАСЕКОМЫЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 лет
Игра « Без чего не может быть весны?»
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Весна не может быть без
… (яркого солнца).
Весна не может быть без
…(луж).
Весна не может быть без…
(ручейков).
Весна не может быть без…
(грозы).
Весна не может быть
без…(майских жуков).
Весна не может быть
без…(проталин).
Весна не может быть
без…(капели).
Весна не может быть
без…(подснежников).
Игра «Подбери слово»
Цель: подбор существительных к глаголу.
Греет… (солнце)
Тает… (снег)
Журчит… (ручей)
Набухают…(почки)
Капает…(капель)
Игра «Подбери как можно больше слов - действий?»
Цель: продолжать активизировать в словаре детей глаголы.
Солнце - …греет, светит,
пригревает, восходит, садится, ослепляет, освещает.
Снег - …тает, темнеет,
чернеет, оседает, падает.
Сосульки - …капают,
тают, падают, висят.
Ручей- …бежит, течет,
журчит, звенит.
Птицы- … прилетают,
поют, щебечут, вьют гнезда, выводят птенцов.
Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»
Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать
существительные с прилагательными.
Солнце (какое?) – яркое,
весеннее, тёплое, лучистое.
Почки (какие?) –
клейкие, набухшие, ароматные.
Листья (какие?) –
зелёные, душистые, молодые.
Ручьи (какие?) –
весёлые, звонкие, быстрые, шумные.
Игра « Один – много»
Цель: согласование имен числительных и имен существительных.
Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем?
(Лужи.) А много
чего? (Луж.)
Ручей – ручьи – ручьев.
Дерево – деревья –
деревьев.
Туча – тучи – туч.
Проталина – проталины –
проталин.
Сосулька – сосульки –
сосулек.
Лужайка – лужайки –
лужаек.
Почка – почки – почек.
Гроза – грозы – гроз. И
т. д.
Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствование грамматического существительного с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ручей – (ручеек)
Солнце – ( солнышко)
Гнездо – ( гнездышко)
Лист – (листик)
Птица – (птичка)
Дерево – (деревце) и т.
д.
Игра «Посчитай-1,2,5».
Цель: согласование имени существительного с числительными.
Один ручей – два ручья –
пять ручьев.
Одно дерево – два дерева
– пять деревьев.
Одна блестящая сосулька
– две блестящие сосульки – пять блестящих
сосулек. И т. д.
Игра « Хлопни в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания.
Взрослый произносит слова. Если слово о весне, дети
хлопают в ладоши.
Пригревает, листопад,
тает, вьюга, журчит, теплое , ярче, холодно, набухают,
прилетают, проталина,
ледоход, застыл, метель, снегопад, солнышко.
Игра «Назови звук»
Цель: развивать фонематический слух, учить определять последний звук в словах.
Слова: весна,
подснежник, сосулька, ручеёк, скворец, муха, бабочка.
Игра
«Весной бывает – не бывает»
Цель: расширение словаря, памяти, воображения
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в
саду.
Упражнение «Составь предложение из
слов»
Цель:
расширять словарь детей, правильно употреблять окончания, развивать слуховое внимание
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
Игра «Скажи одним словом»
Цель:
упражнять в образовании прилагательных
У бабочки
пёстрые крылья, поэтому её называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза – её называют …?
У таракана длинные усы – его называют…?
У паука мохнатые лапы – его называют …?
Игра «Насекомые - великаны»
Цель:
образовывать существительные с увеличительными оттенками
Не паук, а
паучище.
Не муравей, а …
Не кузнечик, а…
Не таракан, а…
Не стрекоза, а …
Не оса, а …
Не шмель, а …
Не пчела, …
Не жук, а…
Не улитка, а …
Упражнение «Сосчитай от 1-5»
Цель: согласование имени существительного с числительными.
Трудолюбивая пчела.
Заботливый муравей.
Разноцветная бабочка.
Зелёный кузнечик.
Надоедливая муха.
Полосатый шмель.
Игра «Чей?»
Цель: образование
притяжательных прилагательных
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...
Упражнение «Исправь предложения»
Цель:
правильно употреблять окончание существительных, прилагательных и глаголов
- Червяк склевал скворца.
- Мохнатая гусеница съела кукушку.
- Мохнатая гусеница съела кукушку.
- Муха поймала в сети большого паука.
Упражнение «Опиши насекомого»
Комментарии
Отправить комментарий